ЗАПРЕТ НА ВЕНЧАНИЕ.

ЗАПРЕТ НА ВЕНЧАНИЕ.

Христианский брак – это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Однако не всем можно совершить обряд венчания. Об ограничениях и запретах рассказывает священник Дионисий Свечников.

Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те, которые одновременно яв­ляются расторгающими брак. Условными же являются препятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей.

Абсолютные препятствия.

1. Человек, состоящий в браке, не может быть обвенчан не со своей «законной поло­виной», ибо христианский брак – безуслов­но, моногамный, то есть единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистри­рованные государством.

Над не расписанными в загсе парами (сожительствующими) также не может быть совершено Таинство венчания.

2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, то есть принявшим священный сан (6-е правило Трулльского собора). Заключение брака возможно только до рукоположения (до посвящения в священный сан). У священника может быть только одна супруга, если это же­натый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому измена этому правилу грозит лишением священного сана.

3. Монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.

4. Возбраняется вступление в четвер­тый церковный брак. Также не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый цер­ковный, но уже в четвертый гражданский брак.

5. Препятствием к венчанию является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии, из-за ко­торого, расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. В таком случае лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при усло­вии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с канониче­скими правилами.

6. Препятствием к браку является так­же физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека возможности свободно проявлять свою волю). Однако физиче­скую неспособность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособностью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода.

В действующих церковных правилах нет и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак.

Следует отметить, что беременность невесты препятствием для венчания не является.

7. Для вступления в брак существуют определенные возрастные границы. На дан­ный момент нижним возрастным преде­лом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заклю­чение брака в загсе. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет.

8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать толь­ко в том случае, если родители будущих супругов являются православными хри­стианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия матери и отца. Однако в совре­менном обществе многие люди, даже бу­дучи крещенными в детстве, не являются религиозными. В связи с этим, во многих случаях верующим детям этих людей со­вершенно невозможно заручиться бла­гословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители часто противостоят желанию детей вен­чаться. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.

Думается, что в подобных случаях сто­ит просить благословения епископа на заключение церковного брака без раз­решения родителей.

Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви.

Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители вра­чующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Одна­ко порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется.

Условные препятствия.

1. Близкое кровное родство между же­нихом и невестой. Запрещается вступать в церковный брак лицам, находящим­ся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

2. Отношения свойства между женихом и невестой. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойст­во приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена – одна плоть. Свойствен­никами являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять… Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свой­ства, невестка и деверь – во 2-й, племян­ник мужа и племянница жены – в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа – в 7-й степени. Такое свой­ство называется двухродным.

Указом Святейшего Синода РПЦ от 19 января 1810 г. безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распространился до 4-й степени.

3. Наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. Древняя благочестивая традиция запре­щает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя вос­приемниками одного ребенка. В настоя­щее время канонических препятствий к этому нет, однако разрешение на такой брак может быть получено только у пра­вящего архиерея.

4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого граждан­ского родства – усыновления. Совершенно очевидно, что уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усы­новленному сыну с матерью и дочерью усыновителя.

5. Нежелание жениха или невесты вен­чаться. Браки, заключенные по принуж­дению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

6. Разная религия жениха и невесты. Общность веры супругов составляет важ­нейшее условие подлинно христианского и церковного брака.

Брак между православными христиа­нами и атеистами также не может быть освящен в Церкви.

Однако порой приходится видеть граж­данские браки, заключенные между пра­вославными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Нередко эти люди спрашивают, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их во­прос озвучен еще апостолом Павлом: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверую­щий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14).

На эти же слова апостола Павла ссылается и Священный Синод РПЦ, выражая уважительное отношение Церкви к граж­данскому браку.

Что касается брака православных с инословными христианами, то благо­словение на венчание в этом случае может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения разрешения 1 нужно обратиться к нему с соответствую­щим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.

Арина Бессонова

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic