ХРИСТИАНСТВО.

ХРИСТИАНСТВО.

Что же такое христианство? Если говорить совсем кратко, это религия, в основе которой лежит вера в то, что 2 тыс. лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой европейской цивилизации. Для христиан же величайшим чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса являлось Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят, что мир создан единым предвеч­ным Богом, и со­здан без зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё в раю подпал под искушение сатаны – одного из ангелов, восстав­ших против Божией воли, – и совершил проступок, роко­вым образом повли­явший на дальнейшую судьбу человечества. Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать «как Бог». Это изменило самую его приро­ду: утратив благую, бессмертную сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и в этом христиане видят следствие первородного греха, передающе­гося из поколения в поколение.

Бог изгнал человека из рая с напутствием: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб…». (Быт. 3.19). Потомство первых людей – Адама и Евы – населило землю, но с самого нача­ла истории существовала пропасть между Богом и человеком. Чтобы вернуть человека на путь истин­ный, Бог явил Себя избранному Им народу – иудеям. Бог не раз откры­вался пророкам, заклю­чал заветы (союзы) со «Своим» народом, дал ему Закон, содержавший пра­вила праведной жизни (см. статью «Иудаизм в исто­рии через века и страны» тома «Религии мира», часть 1, «Энциклопедии для детей»).

Священное Писание евреев проникнуто ожи­данием Мессии – того, кто избавит мир от зла, а людей – от рабства греха. Для этого Бог послал в мир Своего Сына, кото­рый страданиями и смер­тью на кресте искупил первородный грех всего человечества – бывшего и будущего. Воскресение Христа знаменует для хри­стиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился», – говорил св. Афанасий Великий.

Именно с той поры для христиан начинается ис­тория Нового Завета с Богом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого Завета (старо­го, прежнего Союза, т. е. заключённого до прихода Иисуса Христа) состоит в самом понимании Бога, Который, по словам апос­тола, «есть Любовь». На протяжении всего Ветхо­го Завета основа отноше­ний Бога и человека – Закон. Христос же гово­рит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 1334); Он Сам являл при­мер совершенной любви. Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум человека не вмещает представле­ния о едином Боге, суще­ствующем в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог

Дух Святой. Таинственно проявление Божественной любви, посылающей Сына Божия на смерть. Тайной является «неслиянное и нераздельное» соединение Божественной и челове­ческой природы во Христе, рождение Сына Божия от Пречистой Девы. Непостижима для рациональ­ного ума возможность воскресения после смер­ти и то, что смерть одного человека (и одновремен­но Бога) спасает от смер­ти всё человечество. Необъяснимо с точки зре­ния обыденной логики одно из главных таинств хрис­тианства – причащение, основанное на евхарис­тии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), и приобщение верующих через вкуше­ние этих Божественных Даров к Богу. Тайны эти можно постичь, только уверовав, а вера, по оп­ределению апостола Пав­ла, «…есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом? (Евр. 11.1). Господь просветляет разум человека и преобра­зует всё его существо, давая возможность непосредственного видения духовной реальности, разумения и исполнения воли Бога. Такой опыт святых и праведников составляет Священное Предание хри­стиан. Опыт пророков иудейского народа, общав­шихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, воп­лощены в Священном Писа­нии христиан – Биб­лии (от греч . «biblia» – «книга»). Библия – это не изложение вероучения и не история челове­чества; это рассказ о том, как Бог искал человека. Вот эпизод из самого начала Библии: после того как люди совершили пер­вый грех, они «…услышали голос Господа Бога… и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты»? (Быт. 3.8-9).

Итак, Библия – это речь Бога, обращенная к лю­дям, а также рассказ о том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца. Этот диалог длил­ся полторы тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тысячелетия до н.э. и продолжается до Рожде­ства Христова (P.X.). Большинство книг Ветхого За­вета составлено с VII по III в. до P.X.

К началу II в. н.э. (II в. по P.X.) к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета. Это четы­ре Евангелия (от греч. «euangelion» – «благая весть») – описания земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками – апостолами, а также книги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Бого­слова, в котором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом (греч. «откровение»). Книги Ветхо­го Завета написаны на древнееврейском языке. Книги Нового Завета в основном были созданы уже на греческом языке (точнее, на его диалекте – койне). Более 50 человек в разные времена прини­мали участие в написа­нии Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сбор­ником разрозненных проповедей. Каждый из авторов свидетельствовал о своём опыте встречи с Богом, но христиане твёрдо уверены, что Тот, с Кем они встречались, всегда был Одним и Тем же. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в проро­ках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 1.1-2; 13-8). Ещё одна и характер­ная особен­ность христианства как религии заключается в том, что оно может существо­вать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: «Ибо, где двое или трое собра­ны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20). Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верую­щих, объединённых одним священнослужителем, хра­мом, местом проживания. Такая общность составля­ет приход. Церковью, осо­бенно в православии, принято называть здание храма, которое в этом случае воспринимается как «дом Божий» – место, где совершаются таинства, обряды, а также совмест­ные молитвы.

Наконец, Церковь мо­жет пониматься как фор­ма христианской веры. За два тысячелетия в христианстве сложились и офор­мились несколько различ­ных конфессий, каждая из которых имеет свой Сим­вол веры (краткая форму­ла, вобравшая в себя основные положения ве­роучения), свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о православной церкви (византийская традиция), католической цер­кви (римская традиция) и протестантской церкви (традиция Реформации XVI в.). Кроме того, есть поня­тие Земной церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Не­бесной церкви – идеаль­ного Божественного уст­роения мира. Есть и дру­гое толкование: Небес­ную церковь составляют святые и праведники, окончившие свой земной путь; там, где Земная церковь следует заветам Христа, она пребывает в единстве с Небесной.

Зародившись в отда­лённой провинции Римс­кой империи (Иудее) в I в. н.э., христианство до се­редины IV в. подвергалось гонениям римских властей. То в одной провин­ции, то в другой, а то и по всей империи поднималась волна преследова­ний: разрушали храмы, арестовывали священнослужителей и простых ве­рующих, будь то раб, офи­цер или патриций, при­нявший христианство. Эти три столетия гонений дали христианам на все после­дующие века два великих откровения (которые признают даже те, кто не считает себя верующими): истина не зависит от воли властей; правым мо­жет оказаться человек униженный и бедный. А спустя ещё 17 веков – в XX столетии – дру­гая империя вновь объявила войну хрис­тианам. И вновь – по­руганные и разрушен­ные храмы, и вновь – сотни тысяч убитых. На этот раз землёй, политой мученической кровью, стала Россия. Атеистическая импе­рия требовала безус­ловного согласия не только с её политикой, но и с её философией, с её мировоззрением. Волны гонений на хри­стиан в Римской им­перии никогда не дли­лись более десяти лет. В бывшем Советском Союзе преследования продолжались семь де­сятилетий.

Около одного из си­бирских лагерей есть могила, в которой ле­жат 50 священников. Их вывели из лагеря, прика­зали вырыть траншею, выстроили на её краю, а затем с пистолетом подхо­дили к каждому и задава­ли один вопрос: «Ну что, есть твой Бог или нет?». После утвердительного от­вета следовал выстрел. Не отрёкся ни один. В XX в. христиан (прежде всего священнослужителей) уби­вали в нацистской Герма­нии и Мексике, в Кампучии «красных кхмеров» и маоистском Китае, в Ал­бании (где религия была запрещена конституцией) и Югославии, в Румынии и Польше… Так непросто складывались отношения Церкви с властями зем­ными. Но и внутри самой Церкви на протяжении всей её истории происхо­дило множество драмати­ческих, а порой и трагических событий.

Христианство уже дав­но перестало быть моно­литной религией. Причины политического харак­тера, внутренние проти­воречия, накапливавшие­ся начиная с IV в., приве­ли в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церк­вах существовали разли­чия в богослужении и богопонимании.

С разделением Римс­кой империи на два само­стоятельных государства образовались и два цент­ра христианства в Риме и Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Тради­ция, сложившаяся на За­паде, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского перво­священника – главы Все­ленской церкви, намест­ника Иисуса Христа. Однако с этим не со­гласилась церковь на Востоке.

Образовались две христианские конфес­сии – православие и  католичество. В XVI в. католическая церковь испытала раскол: воз­никла ещё одна кон­фессия – протестантизм. Сегодня каждое из этих направлений распада­ется на множество деноминаций, т. е. тече­ний, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и ка­толики, и большая часть протестантов признают догмат о Святой Троице, верят в спасе­ние через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание – Библию.

Статистика приво­дит следующие цифры о числе христиан во всём мире: православ­ная церковь насчиты­вает в своих рядах около 120 млн. человек; римско-католичес­кая церковь объеди­няет около 700 млн. верующих; протестан­тские церкви, входя­щие во Всемирный совет церквей, объе­диняют около 350 млн. человек.

goroskopi.ru

P.S. Библия – это не изложение вероучения и не история человечества; это рассказ о том, как Бог искал человека.

Это речь Бога обращённая к людям, а также рассказ о том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца.

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic