ТРИ СПАСА ПРОВОЖАЮТ ЛЕТО.

ТРИ СПАСА ПРОВОЖАЮТ ЛЕТО.

В августе отмечаются сразу три крупных православных праздника, в народе именуемых Спасами – Медовым, Яблочным и Ореховым (Хлебным).

Медовый, маковый, а еще и на воде!

Первый, Медовый Спас, приходится на 14 августа.

В старинном греческом Часослове есть объяснение того, как возник этот празд­ник: августовская жара в Константино­поле способствовала распространению заразных болезней, поэтому установил­ся обычай 1 августа (по новому стилю – 14-го) выносить из храма святой Софии частицу креста, на котором был распят Иисус, для предотвращения эпидемий.

В этот же день, по преданию, в 988 году князь Владимир Красно Солнышко крестил Русь. Дата связана и с победой святого князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году.

1 августа по старому стилю отмечали еще и день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Поэтому Медовый Спас иногда называют также Маковым или «Маккавеем». В этот день принято подавать к столу блюда с маком. Медовым же Спас зовется потому, что с 1 августа на Руси издавна приступали к сбору меда, считавшегося не только вкусным, но и целебным продуктом.

Согласно обычаю, верующие в этот день приносят мед в храмы для освящения. Перед обрядом освящения рекомендуется убедиться в том, что мед хорошего каче­ства. Для этого надо зачерпнуть его лож­кой и перелить в другую емкость. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывной струей, то он настоящий. Хороший мед также не стекает с ложки, а «наматыва­ется» на нее, он легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, тогда как «поддельный» мед остается на коже комочками.

Считается, что до Медового Спаса мож­но есть только прошлогодний мед. А вот на Спас «разговляются» свежим медком. Кроме того, принято угощать им соседей, раздавать его бедным. В старину гово­рилось, что «на Первый Спас и нищий медку попробует».

В этот день, в соответствии с традицией, пекут медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Медовый Спас называют еще и «Спа­сом на воде» или «мокрым Спасом». Раньше в этот день совершалось «малое водосвятие!»: освящали новые колодцы, чистили старые, устраивали крестный ход на ближайшие водоемы и родники. После освящения воды купались в ней и купали домашний скот. А вот после «мокрого Спаса» купаться, по поверью, уже нельзя.

В старину празднование «мокрого Спа­са» сопровождалось пышными торжест­вами. Так, в Москве в церемонии водо­святия непременно принимал участие сам государь. Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост, па котором возводили «иордань» – навес, подпираемый четырьмя изу­крашенными столбами и увенчанный золоченым крестом. Помост застилали алым сукном, на нем восседали рядом царь и патриарх.

Во время церемонии все, в том числе и царь, получали из рук патриарха зажжен­ные свечи. После прочтения молитв царь, возложив на себя кресты, украшенные драгоценными камнями, погружался в воду. По выходе из воды он переоблачался в сухое платье и принимал патриаршее благословение. В Спасов день народу запрещалось подавать государю челобитные.

Освященной водой духовенство кропило подтянувшиеся к месту церемонии отря­ды солдат. Желающим разливали святую воду в заранее припасенную посуду. Две доверху наполненные водой серебряные чаши отправляли в покои царицы.

14 августа – начало строгого Успенского поста, который длится до 27 августа (до дня Успения Пресвятой Богородицы). Православным эти две недели не поло­жено есть ни мяса, ни рыбы, ни моло­ка – за исключением 19 августа, когда в честь праздника Преображения Господня разрешается вкушать рыбные блюда. Но поскольку в это время созревает мно­го фруктов и овощей, верующие, как правило, не страдают от необходимости поститься.

По народным приметам, начиная с Ме­дового Спаса лето, клонится к закату, за­молкают птицы. Улетают на юг ласточки и стрижи, что считается первым признаком приближающейся осени. В садах отцве­тают розы, роса становится холодной. А на селе начинается пора жатвы.

Об этом празднике говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». Кстати, по погоде на 14 августа судят о том, какая выдастся осень.

Яблочное Преображение.

6 августа по старому календарю и 19 августа по новому наступает так называемое Преображение. В России его часто имену­ют еще Яблочным Спасом. К этому дню как раз поспевают фрукты и с деревьев снимают урожай яблок.

Первые упоминания о Преображении встречаются в церковных источниках на­чала IV века. Описания этого события, данные евангелистами Матфеем, Марком и Лукой, весьма схожи. Суть их состоит в том, что незадолго до своего Распятия Иисус в сопровождении трех учеников – Иоанна, Иакова и Петра – отправился из Капернаума на север, к горе Фавор, где им явились ветхозаветные пророки Илия и Моисей и беседовали с Христом. Сам же праздник Преображения был установлен православной церковью после того, как святая равноапостольная царица Елена приказала выстроить на этом знамена­тельном месте храм.

Однако некоторые исследователи счи­тают, что корни Преображения следует искать еще в Ветхом завете. Возможно, оно связано с древним еврейским празд­ником Кущей (Суккотом). Дело в том, что оба праздника отмечались после сбора урожая и сопровождались церемонией освящения плодов.

Как правило, к началу августа по ста­рому стилю в странах Ближнего Востока созревали злаки и фрукты. В знак благодарности Божественным силам за даро­вание урожая люди приносили колосья и грозди винограда к алтарю в храме. Эти приношения указывали на то, что все сущее в мире, от человека до растения, должно быть посвящено Богу.

Считается, что яблоки окончательно созревают только к Спасову дню – до этого собирать можно только падалицу, а некоторые особо верующие христиане и вовсе не едят яблок до Спаса.

19 августа в христианских церквях со­вершается божественная литургия. В этот день положено одеваться в белые одежды – это цвет Преображения.

В старину было принято после освяще­ния раздавать яблоки всем присутствую­щим на церковной службе. Некоторую часть урожая отдавали нищим и обездо­ленным, отправляли их на дом больным и немощным, угощали также бездомных и юродивых…

И поныне живо поверье, что на Преоб­ражение Господне яблоки обретают ма­гическую силу, и если загадать желание, а затем съесть хотя бы кусочек освящен­ного яблока, то загаданное непременно сбудется. Так причудливо переплелись в Преображенских обрядах языческие и православные традиции.

В русских селах на Яблочный Спас традиционно пекли пироги с яблоками, варили варенье, готовили другие блюда из яблок, которыми затем угощали со­седей. На закате крестьяне выходили в поле и пели песни, устраивая проводы лета: считалось, что именно после это­го дня начинаются холода. В городах и сельской местности устраивались народ­ные гулянья. С Яблочного Спаса также начинался сезон осенних ярмарок, куда хозяева везли собранный урожай…

Хлебный, Ореховый, на холсте.

29 августа по новому стилю (16-го по старому) православная церковь праздну­ет третий по счету Спас – через 15 дней после Медового и через 10 дней после Яблочного. Зовется он Хлебным или Ореховым, а также Спасом на холсте.

Считается, что к этому дню полностью созревает новый урожай и наконец при­ходит осень.

Праздник был учрежден в честь пере­несения в 944 году в Константинополь из города Эдессы Нерукотворного об­раза Господа Иисуса Христа («Спаса на холсте»).

Легенда гласит, что как-то раз к Иисусу прибыл посланец правителя сирийского города Эдессы Авгаря. Тот тяжело заболел и в письме просил у Христа исцеления. Но в толпе гонец не смог приблизиться к Спасителю и передать письмо. Тогда он, встав на возвышение, попытался нари­совать Мессию, надеясь, что его изобра­жение тоже будет обладать целительной силой.

Заметив посланца Авгаря, Иисус подо­звал его и прочел письмо. После этого он попросил принести ему воду и полотенце. Когда он умыл лицо и прикоснулся к тка­ни, то на ней мгновенно отпечатался его лик. Полотенце он отдал гонцу, который привез его Авгарю. Глядя на святыню, тот полностью излечился от своего недуга. Речь шла о первом изображении Христа, с которого позднее была написана христи­анская икона «Спас Нерукотворный».

В старину о трех Спасах говорили: «Первый Спас – на воде стоят; Второй Спас – яблоки едят; Третий Спас – холсты продают».

В России Третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню приурочива­ли обряды, связанные со сбором хлебов. Последний сноп в поле звался именин­ным, его с почестями вносили в деревню. У крестьян были в ходу поговорки: «Тре­тий Спас – хлеба припас»; «Хорошо коли Спас на полотне – хлебушко на гумне»; «Хорош Третий Спас – зимой будет квас» (ведь квас, столь популярный в старые времена на Руси напиток, тоже делали из хлеба).

На сам Спас или в ближайшие к нему дни в сельской местности сеяли ози­мую рожь. Мужиков провожали в поле с хлебом и солью. На поле их встречали ребятишки с гречневой кашей. После посева хозяйки пекли пирог из муки но­вого урожая, и вместе с кашей его съедали всей семьей.

С того же дня начинался и сбор лесных орехов. Считалось, что к этому дню они становятся спелыми. Собирать их обычно шли женщины. Кстати, по урожаю орехов судили о том, какой будет на следующий год урожай ржи.

За два дня до Третьего Спаса, 27 авгу­ста, в день Успения Богородицы, закан­чивается довольно строгий двухнедель­ный Успенский пост, когда запрещается есть не только мясо и молоко, но также рыбу и растительное масло. Поэтому на Спас, активно угощались и угощали друг друга пирогами, овощами, орехами, медом и другими припасами. В городах начинались «великоденские» гулянья. А вот в большинстве российских сел и деревень этот Спас не праздновали слишком широко – не до того было, так как в это время торопились завершить летние полевые работы до наступления дождей.

В этот день верующие традиционно посещают святые источники, а в храмах идут торжественные литургии и богослу­жения. Если на Медовый Спас освяща­ют мед, а на Яблочный – яблоки, то на Хлебный прихожане приносят в церковь хлеб и пироги (обычно собственного при­готовления).

На ярмарках со дня Третьего Спаса начинали продавать полотно и холсты. Чтобы торговля шла успешно, служили особый молебен. Торговцы приносили в храм свои товары для освящения, а после богослужения начиналась торговля.

По приметам, к Третьему Спасу уле­тают ласточки (их отлет, по народным наблюдениям, происходит в промежутке между тремя Спасами). Если же к этому сроку улетят журавли, то на Покров (14 октября) ударит мороз. Если нет, то на­ступление зимы будет поздним.

Тамара Троянова

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic