СОРОКОУСТ.

СОРОКОУСТ.

Сорокоуст – особый вид молитвенного поминовения, совершаемый православной церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на литургии за поминаемого из просфоры вынимается частичка. Сорокоусты бывают о здравии и о упокоении.

О упокоении.

«Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу – ред.) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».

Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай опла­кивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших 40 дней и особенно на 40-й день.

Заказать сорокоуст о упокоении усопше­го очень желательно в день смерти. Если не получилось этого сделать, то закажите в день отпевания. По учению христиан­ской церкви в течение сорока дней со дня смерти душе показывают чертоги ада и рая, душа трижды возносится к Богу на поклонение. Последнее поклонение совершается на сороковой день после смерти, и в этот день Господь опреде­ляет дальнейшее пребывание души до Страшного суда, либо в раю, либо в аду. Поэтому в этот период особенно необ­ходимы молитвы за усопшего.

Иногда в церкви говорят, что сороко­уст можно заказать только о упокоении новопреставленных. Это не так. Заказать можно независимо от давности смерти.

О здравии.

Старец схиархимандрит Зосима отме­чал, что вся история человечества изме­ряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господ­ня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение

Господне. Сорокоусты – сорок дней по­ста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И ис­тория человечества также идет седминами и сороковинами».

Сорокоуст о здравии заказывают не только за здоровье наших близких или знакомых, но и за их успехи, материаль­ное благополучие, душевный покой. И если мы, например, молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, что­бы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом и с окружающими.

Если у человека очень серьезные про­блемы (со здоровьем, в личной жизни и т.п.), то по традиции одновременно заказываются сорокоусты о здравии в семи церквях.

Как это делается?

Для того чтобы совершить церковное поминовение о здравии или упокоении,

следует перед началом литургии (или за­ранее) подать за свечной ящик записку, или, как традиционно говорят в народе, – поминание. Вслед за этим все записки передаются в алтарь.

В течение сорока дней, если служится литургия, на проскомидии вынимается из просфоры частичка за того человека, имя которого указано в записке. Затем эта частичка вместе с другими погружается в конце литургии в Кровь Христову, при этом священник молится: «Отмый, Гос­поди, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною, молитвами святых Тво­их». Таким образом, все поминавшиеся люди (и живые, и усопшие) участвуют в литургии, то есть за них приносится благодарственная жертва Богу. Это возможно полное для человека (как живого, так и умершего) участие в Божественной жизни.

В Таинстве Евхаристии (литургии) могут принимать участие только крещеные в Православной церкви люди, соответст­венно, и в записках можно писать только крещеных.

Сорокоусты можно заказывать в любое время, никаких ограничений в этом нет.

Только во время Великого поста, когда полная литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресенье), лучше заказывать не сорокоусты, а просто подавать каждый раз записки о здравии или о упокоении. В некоторых храмах существует такая практика, как поминовение на Великий пост, когда в течение всего поста во время службы в алтаре про­читываются записки, а когда служится литургия, вынимаются частички.

Записки и свечи.

Кроме заказа сорокоустов, в церкви можно подавать о здравии и упокоении обычные записки, заказные записки (с осо­бым поминовением), полугодовые, годовые и вечные поминовения (их смысл понятен из названий).

Также принято ставить свечи, которые продаются в храме.

Свечу о упокоении ставят перед распя­тием Господним. Подойдя к распятию и находящемуся перед ним квадратному подсвечнику (тетраподу), необходимо зажечь свою свечу от любой горящей свечи, находящейся на подсвечнике, и поставить ее в свободную ячейку.

При этом верующий человек должен прочесть хотя бы краткую молитву (необязательно вслух): «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имярек)». В этом случае поставленная нами свеча будет являться выразительным свиде­тельством нашего живого участия в на­дежде Церкви на будущую блаженную жизнь умершего человека, о котором мы молимся.

Свечу о здравии ставят перед иконами. После возжигания свечи мы обязательно должны призвать имя того святого или святой, перед иконами которых поставим свечи. Например, «Пресвятая Богороди­це, спаси нас!» Или: «Преподобие отче Сергие, моли Бога о мне и о рабах Божиих (имярек)».

У человека, случайно, по неведению по­ставившего свечи о здравии на тетрапод (подсвечник для поминальных свечей), нет оснований для безудержного отчая­ния. По слову Священного Писания, «у Бога все живы».

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic