РЕЛИГИЯ

Вся правда о Пасхе.

Пасха – христианский церковный праз­дник, посвященный воскресению Иисуса Христа, самый древний и важный празд­ник церковного литургического года.

Название праздника восходит к еврейс­кому «песах» (Пасха): еврейская Пасха, по­священная избавлению Израиля от египет­ского рабства, была в глазах христиан про­образом того искупления человечества от греха через смерть и воскресение Иисуса Христа, воспоминанию о котором посвяще­на христианская Пасха.

В западном христианском мире в насто­ящее время придерживаются григорианс­кого календаря и Пасха празднуется в пер­вое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.

Торжественное богослужение на Западе было передвинуто сначала на вечер Страс­тной субботы, а позднее (в 14 веке измени­ли традицию) – на утро. Рано утром в суб­боту в церквях благословляют огонь и воду.

После зажжения нового огня с помощью кресала (возможно, отголосок северных языческих обрядов) следует освящение пасхальной свечи и пение гимна «Да воз­радуется», а затем – чтение 12 пророчеств и освящение крещеной воды. Огонь разно­сят по домам и зажигают пасхальные све­чи. Воск пасхальной свечи считается чудо­действенным, защищающим от злых сил. Сверхъестественные свойства приписыва­ют и пасхальной святой воде, ее добавля­ют в пищу, окропляют ею дома, умывают лицо.

Символ пасхального праздника – краше­ные яйца. Обычай красить яйца распрост­ранен повсюду. Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с ос­тальной ритуальной пищей. Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего, яйцами. Кру­тые яйца, яичница, омлеты – важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мяс­ные блюда (свинину, ягнятину), а также сдобный хлеб.

Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сход­ными с рождественскими колядами. Хотя эта традиция уже почти потерялась. Среди Пасхальных развлечений наиболее популяр­ны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоско­сти, разбивают, разбрасывая скорлупу и т.д. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки – возлюбленным в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослуже­ния в церквях, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

Для верующих христиан Пасха – празд­ник воскресения Христа. Но корни этого праздника глубоки и связаны с дохристи­анским культом умирающих и воскресаю­щих богов растительности, почитаемых еще в Древнем Востоке. По существу свое­му это древний праздник весенней пробуж­дающейся природы, переосмысленный в духе христианской легенды на европейс­кой почве.

Однако православные священники о Пасхе рассказывают образнее. По прошествии субботы ночью, на третий день после Сво­их страданий и смерти, Господь Иисус Хри­стос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его человеческое преобразилось. Он вышел из гроба, не от­валив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраня­ли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение и с небес сошел Ангел Господень. Он, при­ступив, отвалил камень от двери гроба Гос­подня и сел на нем. Вид его был как мол­ния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в тре­пет и стали, как мертвые, а потом, очнув­шись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Ма­рия Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовон­ное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не ус­пели этого сделать при погребении (жен­щин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запе­чатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гро­бу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели све­тозарного Ангела, сидящего на камне. Ан­гел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите посмотрите ме­сто, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он вос­крес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был поло­жен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живо­го между мертвыми? Его нет здесь: Он вос­крес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Чело­веческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она испол­нена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и челове­ка, победе жизни над смертью.

Чествование Пасхи (ей предшествует Ве­ликий пост) каждый год совершается в раз­ные числа месяца и время его празднова­ния «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праз­дники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесе­ние и Троица) тоже меняют свою дату и на­зываются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рожде­ство Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

Дата Пасхи у православных может попа­дать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В ХХ-ХХ1 веках это соответству­ет периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю). Если Пасха совпадает с праздником Благо­вещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

Православные к чудесным свидетель­ствам Пасхи относят также схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господ­ня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой. Лично я трижды уже был свиде­телем того, как это удивительным обра­зом происходит.

Расхождение между датами православ­ной Пасхи и католической вызвано разли­чием в дате церковных полнолуний, и раз­ницей между солнечными календарями – 13 дней в XXI веке. Западная Пасха (как впрочем и другие религиозные праздни­ки) в 45 процентов случаев на неделю рань­ше православной, в 30 случаев совпадает, 5 – разница в 4 недели, и 20 процентах – разница в 5 недель (больше лунного цик­ла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

В многообещающем 2012 году католичес­кая Пасха будет отмечаться 8 апреля, а пра­вославная – 15-го.

И снова для кого-то традицией будет схо­дить рано утром в церковь и освятить вкус­ные снадобья. А кто-то честно отслужит все­нощную в любом из храмов или дома. Не секрет, что множество людей отмечаются в церкви именно на Пасху и считают себя верующими людьми. Стыдно, что число таких людей больше, чем миллионы.

«Христос Воскресе!» – мы говорим с чувством искреннего духовного восторга; эти слова хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!»

С праздником вас, уважаемые читатели!

Преподобный Тарас, священник ордена святого Филиппа Нери, г.Киева

Похожие записи по теме

Коментарии запрещены

Thanks: Offmusic