РАДОСТЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

РАДОСТЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Великий пост – самый длительный и важный из православных постов, ибо он предваряет главный праздник церковного календаря – Светлое Христово  воскресение.

Это время, когда человек должен очистить душу и тело.  Целью поста является духовная подготовка к встрече Светлого воскресенья.

Правила поста:

1. Воздержание в еде. Надо отказаться от мясной и молочной пищи, не употреблять алкоголь. Если человек болен и врачи прописали ему диету, надо сообщить об этом духовнику или приходскому священнику, чтобы тот благословил ей следовать и в пост.

2. Половое воздержание. В пост истинно верующие люди забывают об интимных отношениях. Также в это время не играют свадьбы.

3. Молитва. Во время поста нельзя пропускать утренние и вечерние молитвы, к которым добавляют молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего..». В течение дня верующие читают «Символ Веры» и «Отче Наш». Для коллективной молитвы православные обязаны посещать все воскресные литургии.

4. Молитвенные размышления. После молитвы Церковь советует посвятить некоторое время молитвенным размышлениям. Их следует соотносить с тем, что отмечает Церковь в данный день или неделю поста. Темы размышлений предлагаются в церковных календарях, а также священником в проповеди.

5. Отказ от суеты. Великий пост пред­полагает отмену необязательных встреч, перенос на более поздний срок крупных новых начинаний (например, серьезных покупок). Неуместны посещения увесели­тельных заведений. Вместо этого в течение поста верующему надлежит прочесть все четыре Евангелия.

6. Искушение. Соблюдающий пост человек постоянно подвергается искушениям со стороны темных сил. На него могут нахо­дить приступы гневливости, депрессии, неверия. Его могут посещать греховные мысли. Необходимо контролировать себя, стараться быть мягче и внимательней.

7. Отказ от страстей. Стоит отказаться от какой-либо доставляющей удовольствие привычки: просмотра телесериалов, празд­ного хождения по магазинам и т.п.

Из чего «состоит» пост?

Первые 40 дней Великого поста состав­ляют так называемую Великую четыреде­сятницу. Это – прообраз сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следую­щие восемь дней – Лазарева суббота, Верб­ное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы – особые, они посвящены вос­поминанию Страстей Спасителя и собы­тий, непосредственно предшествующих им, – Воскресения праведного Лазаря из Вифании, Входа Господня в Иерусалим, последних проповедей Христа в храме, Тайной вечери. С одной стороны, они за­вершают Великий пост, а с другой – пред­варяют Пасху.

Во время Великого поста запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения –  мяса, молока, яиц, рыбы.

Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и раститель­ное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза – на Благовещение Пресвятой Богородицы и на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра, а в остальные субботы и воскресенья поста, в Страстной четверг и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников, святителя Гри­гория Двоеслова) разрешается раститель­ное масло. Первый день поста – Чистый понедельник и предпоследний – Великий пяток (Страстную пятницу) рекомендуется проводить без пищи.

Первый день поста, Чистый понедель­ник. В соответствии с русскими традиция­ми, в этот день нужно было обязательно вымыться в бане, надеть чистую одежду и сделать уборку в доме. Кроме того, в понедельник пищу обычно не готовили, ели лишь оставшийся от воскресенья хлеб («сухоядение»).

На богослужениях во время Великого поста вспоминается история падения и спасения рода человеческого. На великом повечерии в первые четыре дня читается канон святого Андрея Критского, в кото­ром перечисляются все важнейшие ветхо­заветные и евангельские события.

В субботу первой седмицы поста праздну­ется память воина великомученика Феодора Тирона, сожженного в 306 году за исповедание христианской веры. За свой подвиг ему была дана благодать укреплять во время поста и предохранять от осквер­нения через пищу. Император Юлиан Отступник в 362 году приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на рынках Константинополя тайно окроплять идоложертвенной кровью. Святой Федор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (ку­тью). В память об этом в пятницу, после литургии читается канон святому Феодору Тирону и благословляется коливо (вареная пшеница, рис или ячмень с изюмом, медом и маком).

Коливо является не только постным блюдом, но и поминальным. Напомина­ние о смерти усиливает поиски человеком истинной Жизни.

Родительские дни и являются такими на­поминаниями, которые приходятся на вто­рую, третью и четвертую субботы Великого поста. Поскольку во время богослужений Великого поста не совершается обычного поминовения усопших, то оно переносится на три указанные субботы.

Третье воскресенье поста посвящается Кресту Господню. В этот день совершается поклонение ему. На Руси пекли «кресты» – особое печенье с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое. Оно могло быть круглым, с рисунком креста на поверх­ности или в виде четырехконечного «корсунского» крестика. Украшали его изюмом и цукатами.

На пятой седмице, на утрени четверга снова читается Великий канон св. Андрея Критского, на этот раз полностью. Чтение его соединяется с чтением жития препо­добной Марии Египетской. Эта служба называется Великим стоянием. Мария Еги­петская прежде была великой грешницей, а потом стала великой подвижницей. Она являет собой образец человеческого покая­ния и пример неисчерпаемого милосердия Божия.

На утрени пятой субботы поста читается Акафист Божией Матери (Похвала Бого­родице). Празднование пятой субботы в честь Божией Матери возникло в древно­сти, когда еще в будние дни поста отменя­лись любые праздники. Так как Благове­щение, приходящееся всегда на 7 апреля, невозможно было достойно отметить, то это празднование переносилось на пятую субботу поста. Со временем день Благо­вещения стали отмечать, не перенося, на какой бы день недели он ни пришелся, а обычай прославлять Богородицу на пятой седмице остался.

В пятницу на шестой седмице кончается Великий пост. В следующий день вспо­минается воскресение праведного Лазаря, происходит это в субботу, но вся служба бывает воскресной. Предвестие воскресе­ния находит отражение и в праздничной трапезе, разрешается вкушение икры.

Воскресение Лазаря увенчивает Вели­кую четыредесятницу, служит прологом к Воскресению Христову.

В шестое воскресенье поста отмечается двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. По примеру иерусалимских жителей, срезавших ветви деревьев и встре­чавших Христа с пальмовыми листьями в руках, православные христиане встреча­ют Господа с ветками вербы. На трапезе разрешается вино, растительное масло и рыба.

Страстная седмица начинается со сле­дующего дня – воспоминание о Страстях Господних. В Страстной четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Иисуса Христа, когда Он со Своими учениками вкусил пасхальную трапезу.

Вечером в Великий четверг читаются Две­надцать Евангелий, в которых рассказы­вается вся история страданий Христовых: предания Его в руки первосвященников и фарисеев, суда прокуратора Пилата, распя­тия, смерти и погребения. Во время этой службы верующие стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой, де­лают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем. Существует обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи.

В Великую пятницу в церкви выносится плащаница. Слово «плащаница» означает «плат», то есть кусок материи. Таким пла­том обвил святой Иосиф Тело Христово. На плащанице изображен образ Спасителя, положенного во гроб.

В Великую пятницу не полагается ничего есть. Вечером совершается чин погребения Христа. В конце его под печальное пение хора плащаницу носят вокруг церкви, что является символом схождения Христа во ад.

Затем наступает Страстная суббота – пред­дверие праздника Воскресения Христова. В старые времена христиане не расходились из церкви после субботней литургии. В па­мять об этом сохранился обычай освящать хлеб и вино, которыми люди питались в этот день. Священники во время службы меняют черные великопостные облачения на белые, пасхальные. В домах заканчива­ется последняя подготовка: пекутся куличи, красятся яйца, наводится порядок в доме. Настроение приподнятое, и все наполняется трепетным ожиданием Пасхи.

Арина Бессонова

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic