ПРЕДТЕЧА ГОСПОДЕНЬ.

ПРЕДТЕЧА ГОСПОДЕНЬ.

19 января, в великий праздник Богоявления, Православная церковь вспоминает евангельское событие, когда Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю и крестился у него в водах реки Иордан.

В том, что Иоанн был лицом историческим, не сомневались даже ярые атеисты из числа советских историков.

Явление ангела.

В царствование Ирода, царя иудейского, в последние годы до наступления новой эры жил в городе Хевроне священник по имени Захария со своей женой Елисаветой. Они были людьми праведными, благочестивыми, но, увы, бездетными, что у евреев считалось явным наказанием Божьим за грехи и нередко подвергало супругов людским нареканиям. И дожи­ли супруги до таких лет, когда надежда иметь детей сделалась, казалось бы, уже невозможной…

Однажды, когда Захария отправлял свое очередное священническое служение в Храме иерусалимском, он вошел в святи­лище. Тут-то и явился ему ангел: Захария затрепетал от страха. «Услышана молитва твоя, – произнес посланец Божий, – и жена родит тебе сына, и наречешь ему имя: Ио­анн; и будет тебе радость и веселие, и мно­гие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еше от чрева матери своей».

Захария был глубоко потрясен. «По чему я узнаю это? – в смущении спросил он Ангела, – ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, – отвечал ему ангел, – и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим». Сказав это, Ангел скрылся, а внемлющий ему в ту же минуту сделался нем.

Из святилища он вышел в волнении, напрасно пытаясь произнести молитву благословения. Почувствовав, что язык его не слушается, стал знаками объяс­нять свое положение. И люди поняли, что Захария имел видение.

Согласно слову ангела, Елисавета, не­смотря на старость, зачала. В течение пяти месяцев она скрывала беременность, в уединении изливая в молитвах благодар­ность Богу. Однако же одна родственница, жившая в отдаленном от нее месте, узнала об этом сверхъестественным образом – то была Мария. Архангел Гавриил, который возвестил о грядущем рождении сына, открыл Пресвятой Деве, что Елисавета беременна. Мария, уже зачавшая Сына Божия, поспешила навестить ее, причем Иоанн, как будущий Предтеча Господа, выразил свою радость пришествия Его особыми, необыкновенными движениями в чреве матери. Матерь Божия пробыла с Елисаветою в доме ее три месяца.

Рождество Иоанна Предтечи.

Когда Елисавета родила сына, родст­венники, соседи и знакомые поспешили в дом Захарии поздравить его с неожидан­ной милостью Божьей. Прошло восемь дней после родов – в этот день полагалось совершить обрезание младенца и дать ему имя. Родные, ничего не знавшие о том, что имя младенцу было указано еще до его зачатия, хотели назвать новорожденного именем отца. «Нет, – отвечала мать мла­денца, – назовем его Иоанном». Родные говорили ей, что «никого нет в родстве гноем, кто назывался бы сим именем», но Елисавета настаивала. Обратились к отцу, знаками спрашивая его: как бы он хотел назвать сына? Тот потребовал, чтобы принесли ему дощечку, и написал па ней: «Иоанн – имя ему». Написанное он произнес вслух – немота прошла.

Захария стал благословлять Бога и про­рочествовать о близком пришествии Мессии и о том, что Иоанн будет Ему Пред­течею. Все присутствующие исполнились священного страха и благоговения.

Уже в юности Иоанн избрал необык­новенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, скрывшись в дикой пещере, молясь и благочестиво размышляя, пробыл в ней до тридцатого года своей жизни. Одежду носил он самую простую, жесткую, сшитую из ткани, сотканной из верблюжьих волос, подпоясывая ее кожаным поясом. Вся пища его состояла из дикого меда и сухой саранчи.

На реке Иордан.

Когда Иоанну исполнилось тридцать, он услышал глас Божий, повелевавший оста­вить пустыню, идти к народу иудейскому и проповедовать покаяние и крещение: ибо наступило время пришествия Мессии.

Иоанн отправился на многолюдные бере­га реки Иордан. Давно уже иудеи не слы­хали голоса пророков, и потому он тут же привлек всеобщее внимание. «Покайтесь, – обратился Иоанн к собравшимся, – ибо приблизилось Царство Небесное». Его проповеди затрагивали многих: скупым он проповедовал о том, чтобы они уделяли нуждающимся из собственного достатка и имущества; сборщикам податей, которые взыскивали пошлины больше надлежаще­го и тем обогащались, Иоанн напоминал об обязанности не брать больше того, что постановлено законом. Приходившие к Иоанну принимали от него крещение в водах реки Иордан.

И вот к Крестителю, находившемуся тогда в селении Вифавара, пришел сам Иисус. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев его, был немало удивлен и взволнован: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На это Иисус от­ветил, что «надлежит нам исполнить вся­кую правду». Так он принял крещение от Иоанна. В этот момент «отверзлось небо, и Дух Святый сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, гла­голющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

После крещения Господа Иоанн про­должал привлекать к себе бесчисленные толпы народа. Свидетельство об Иисусе, как о Сыне Божием, как об Агнце, при­нявшем на Себя грехи всего мира, как о Мессии, пришедшем открыть новое духовное царство, составляло главный предмет проповеди Крестителя. Однако несмотря на это, многие продолжали считать Мессией самого Иоанна: сми­ренный образ Иисуса Христа, его готов­ность общаться с любым из желающих не сообразовывались с традиционными представлениями о величии Спасителя.

Арест и казнь.

Беда к Крестителю пришла неожиданно: по приказанию галилейского правителя Ирода Антипы он был заключен в тем­ницу.

Этому предшествовала своя история. Призвав Иоанна к себе и разговаривая с ним, царь проникся к его святости невольным уважением и даже по совету Крести­теля предпринял некоторые реформы в делах гражданских. Но случилось так, что галилейский правитель, ведомый похотью, изгнал из дворца законную супругу, отобрал жену Иродиаду у своего брата Филип­па и стал с ней открыто сожительствовать. Иоанн, строгий ревнитель благочестия, возвысил голос против беззакония, обратившись к Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего».

После этих слов сожительница царя воспылала к святому мужу ненавистью. Она добилась того, что Ирод дал прика­зание заключить Иоанна в темницу. Но казнить человека, который пользовался в народе особой популярностью и которого многие считали Мессией, правитель не хотел. Иродиада между тем твердо решила добиться смерти Иоанна.

В один из дней Ирод праздновал день своего рождения. На это торжество были созваны все вельможи и старейшины иу­дейские. Саломея, дочь Иродиады, перешедшая с матерью от своего отца к Ироду, искусная танцовщица, во время пиршества так угодила владыке и его гостям плясками, что он сказал ей: «Проси у меня чего хочешь, и дам тебе». И поклялся прилюд­но: «Что ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства». И тогда Саломея, по наущению своей матери, потребовала голову Иоанна Крестителя…

Царь расстроился: совесть, еще не совсем угасшая в его душе, требовала нарушения клятвы. Но ведь царь дал ее при всех! Слабый по характеру, из боязни показаться клятвоотступником, он со­гласился на гнусное убийство Предтечи Христова и, послав оруженосца в тем­ницу, приказал ему тотчас же принести голову Иоанна. Тот принес ее на блюде и отдал Саломее, а она – матери. По пре­данию, Иродиада еще несколько дней в неистовости протыкала иголками язык пророка, а насытившись глумлением, повелела закопать голову казненного на городской свалке.

Святые мощи.

Древнее предание гласит, что ученики погребли обезглавленное тело Иоанна в Севастии (Самария), рядом с могилой пророка Елисея. Апостол Лука, возвра­щаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и по­зволили ему забрать только правую руку, которой был крещен Иисус Христос в Иордане. В 362 году язычники разгро­мили гробницу Крестителя, сожгли его останки и развеяли пепел.

Из мощей святого в настоящий момент сохраняются упомянутая десница и голова. Исламская традиция считает местом хра­нения головы Иоанна мечеть Омейядов в Дамаске (мусульмане поклоняются ему как святому пророку Яхье), а католицизм помещает ее в римскую церковь Сан-Силь-вестро-ин-Капите. Кроме того, упомина­ется о голове Иоанна в Амьене (Франция), привезенной из четвертого крестового по­хода рыцарями-иоаннитами, и в турецкой Антиохии, а также о нахождении ее в одном из монастырей Армении.

Место хранения десницы – православ­ный Цетиньский монастырь в Черного­рии. В 2008 году эту святыню для покло­нения привозили в Россию…

Андрей Хромов

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic