ПРАВИЛА ПОГРЕБЕНИЯ И ПОМИНОВЕНИЯ.

ПРАВИЛА ПОГРЕБЕНИЯ И ПОМИНОВЕНИЯ.

Смерть близких людей – всегда тяжелое испытание. Но никто из нас не вечен, уход из земной жизни естественен для каждого человека. Поэтому основная задача тех, кто находится рядом с умирающим, – достойно проводить его в последний путь.

Перед кончиной.

Если умирает православный христианин, то в его предсмерт­ные часы лучшей помощью бу­дет, несомненно, таинство Ев­харистии. Вы можете позвонить в ближайший храм и попросить священника приехать с напутствием к вашему тяжело больному или умирающему близкому человеку. Священник совершит таинство Покаяния и причастит христианина так называемыми запасными Дарами – Телом и Кровью Христовыми, специально для этого сохраняемыми после Божественной Литургии на Престоле в алтаре храма. Если умирающий без сознания, совер­шается таинство Соборования (Елеосвящения), которое в дан­ном случае облегчает предсмерт­ные страдания и в котором, по молитвам священнослужителей и близких, страждущему отпус­каются неосознанные или забы­тые грехи.

Стоит знать, что, если ваш близкий не крещен, но перед смертью хочет принять христианство, а обстоятельства не позволяют позвать священника, таинство Крещения может со­вершить любой православный, христианин, не обязательно священнослужитель.

Чин совершения крещения и таких случаях сокращается до минимума: чтение Символа веры (или, при незнании текста, в свободной форме исповедание Иисуса Христа своим Господом и Спасителем (см. Деяния апостолов, 8:37) и троекратное погружение человека в воду(или окропление водой) со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».

Если смертельная опасность миновала, необходимо позвать священника для совершения та­инства Миропомазания, которое мирянин совершать не может.

После смерти.

После смерти, как правило, на третий день, совершается отпе­вание – в церкви либо дома, или непосредственно на месте за­хоронения приглашенным свя­щенником.

Чин отпевания – это заупокой­ная служба, на которой совер­шается молитва об упокоении, а затем – особый обряд прощания с умершим, в конце которого его тело крестообразно посыпается землей.

Иногда, при уважительных об­стоятельствах (например, чело­век умер далеко от дома, погиб на войне и т.п.) совершается гак называемое «заочное отпе­вание» – такое же заупокойное богослужение, в конце которого земля крестообразно посыпается на бумагу. Этот сверток затем родные или близкие отвозят на могилу усопшего и высыпают там, также крестообразно.

До 40-го дня усопший имену­ется новопреставленным. Поми­новение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из вре­менной жизни в вечную, и помо­гает проходить так называемые мытарства.

Особые дни поминовений но­вопреставленного – 3-й, 9-й и 40-й (при этом день кончины считается первым).

Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлени­ях написано: «Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Вос­кресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного».

В эти дни принята особо усерд­ная молитва: заказываются панихиды, подаются записки о упокоении. Также принято читать Псалтирь, сопровождая ее особыми молитвами об усоп­шем.

Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть умершего человека молитвой за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освя­щают коливо.

Дни особого поминовения.

Каждый день недели в Пра­вославной церкви приурочен к особому воспоминанию. Суббота же посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу (означающую поеврейски – по­кой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загроб­ный мир.

Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни.

1. Вселенская мясопустная роди­тельская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. На­звание мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню – «Недели мясопустной», т.е. дню, в который последний раз разрешается, есть мясо.

2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого по­ста.

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого по­ста.

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого по­ста.

5. Радоница. Вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменова­ние радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

6. 9 мая. День поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Оте­чественной войны.

7. Троицкая вселенская ро­дительская суббота. Суббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился не­правильный обычай считать ро­дительским днем сам праздник Троицы.

8. Усекновение главы Проро­ка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 11 сентября по новому стилю. В этот день Церковь совершает помино­вение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и по­ляками по указу императрицы Екатерины II.

9. Димитриевская родительская суббота. Суббота за неделю пе­ред праздником памяти велико­мученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Не­бесного Покровителя благовер­ного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Ди­митрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

В родительские дни право­славные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – раз­личные продукты (за исключени­ем мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома для престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, то есть это милостыня за усопших.

В весенние и летние родитель­ские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственни­ков и помолиться.

Ложные традиции.

- Считается, что в доме, где находится покойник, нужно завесить все зеркала и остановить часы. Это суеверие. Не надо делать ничего такого.

- Многие считают, что в гроб надо положить то, что умерший любил при жизни и то, что ему “пригодится там”. Нередко кладут деньги и сигареты с зажигалкой (мол, человек всю жизнь курил, что же ему на том свете мучиться!).  Это тоже суеверие. В гроб ничего лишнего класть не надо!

- Водкой и вообще спиртными напитками не поминают. А люди устраивающие на поминках попойку, совершают грех и просто попирают памчть об усопшем. Поминовение – это молитва, а не пьяное застолье.

-  Существуют обычаи на поминовении у иконы ставить портрет усопшего, а у портрета – стакан с водой (водкой), накрытый куском хлеба. Считается также, что на столе не должно быть вилок, а на могиле роз и острых предметов, чтобы “душа не накололась”. Это не православные традиции, и вообще откровенное невежество.

- Обычаи оставлять на могилках различную снедь к православию также никакого отношения не имеет. Это всё отголоски языческих тризн. Особенно неблагочестиво оставлять на могилках освящённые в церкви продукты.

- Большой грех на кладбище пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для умершего человека – это совершить молитву, хотя бы такую краткую: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное”.

Арина Бессонова

Крест или фото на кладбище.

По христианской традиции мы приходим на кладбище, чтобы в месте покоя усопших полнее и глубже войти в молитвенное общение с ними и помочь им своими молитвами. Фотография на могиле перебивает эту настроенность. Она побуждает не к молитве, а к воспоминаниям.

После 1917 года, когда разрушение христианских традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. После войны звёзды или знаки, связанные с профессией (перо для журналиста и т.д.).

Практика установления фото на крестах сохранилась от прошлых советских десятилетий. Она, безусловно, не христианская, причём касается это и православных, и католиков, и протестантов. Поэтому фотография на кресте неуместна.

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic