ПОСЛАННИКИ ИИСУСА (АПОСТОЛЫ).

ПОСЛАННИКИ ИИСУСА (АПОСТОЛЫ).

Двенадцать самых преданных учеников, которых Христос послал нести свое учение людям, называют апостолами (от греческого «апостолос» – посланник). От них ведет свое происхождение христианская церковь.

Имена избранных Христом учеников были таковы: Симон (Петр), брат его Андрей, Иаков Зеведеев, его брат Иоанн, Филипп, Варфоломей (На- фанаил), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Левей (Фаддей), Симон Кананит и Иуда Искариот. Христос предупре­ждал, что их ждут впереди ненависть, предательство, гонения, муки и казни. Действительно, почти все посланники заплатили за свой подвиг жизнями.

Двенадцать миссионеров.

Обычно рассказ об апостолах начинают с ПЕТРА. Рыбак родом из Галилеи, он первым провозгласил Иисуса «Христом, Сыном Бога живого», за что был удостоен звания «камня, на котором будет осно­вана христианская церковь».

Но не всегда Петр был столь крепок – он трижды отрекался от Христа. После отречения «горько плакал» и был прощен воскресшим Христом. Он стал одним из вождей христианской общины и распро­странял весть о Христе на пространстве от Вавилона до Рима. В Риме его и постигла мученическая смерть. По преданию, Петра распяли вниз головой: он сказал, что не­достоин, чтобы его казнили, как Христа.

Апостол АНДРЕЙ сначала также за­нимался ловлей рыбы на Генисаретском озере. Он был избран раньше своего брата Петра, за что его зовут Первозванным. Андрей проповедовал христианство ски­фам, то есть народам, жившим на южных, восточных и северо-восточных берегах Черного моря. Мы узнаем из русских летописей, что он дошел до Киева, где водрузил крест, и до Новгорода.

Андрей был распят в Греции – его при­гвоздили к кресту, поперечные брусья ко­торого были сбиты наискось (отсюда и вид так называемого Андреевского креста – одной из высших российских наград).

Евангелист ИОАНН ЗЕВЕДЕЕВ (БО­ГОСЛОВ) был особо приближен к Хри­сту, присутствуя при всех величайших событиях земной жизни Спасителя: при воскрешении дочери Иаира, Преображе­нии, душевном томлении Иисуса в Гефсиманском саду. Вместе с Петром, когда другие апостолы в страхе разбежались, он проник во двор первосвященника и присутствовал на первом этапе суда над Христом. Затем Иоанн бесстрашно сто­ял у Его креста и принял от распятого Учителя поручение позаботиться о Его матери. Ему одному из первых дано было убедиться в Воскресении Христа.

Он проповедовал Слово Божье в Иерусали­ме, Самарии и Риме, а потом был отправлен в ссылку на полупустынный остров Патмос, где получил откровение о судьбе церкви и мира, которое изложено им в Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова.

Освобожденный из ссылки, Иоанн поселился в Эфесе и написал там свое Евангелие. Он пережил всех своих собратьев-апостолов и скончался уже в начале II века.

ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ слушал проповедь Иоанна Предтечи в пустыне и был одним из первых призван Иисусом к апостоль­ству. После Вознесения Христа занимал почетное положение среди христиан в Иерусалиме и первым среди апостолов претерпел мученическую кончину – в 44 году ему была отсечена голова.

Апостол ФИЛИПП – один из немногих учеников Христа, имевших семью и детей. Он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии, был распят на кресте головой вниз и погребен апостолом Варфоломеем. Его именем назван пост перед Рождеством.

Апостол МАТФЕЙ – автор первого кано­нического Евангелия. В апостолы он был призван с должности мытаря, то есть сбор­щика пошлин – самого унизительного для иудея положения. Сначала он носил имя Левия, но впоследствии его стали звать Матфеем. В течение 15 лет Матфей пропо­ведовал иудеям в Иерусалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам. По преданию, он принял мученическую кончину от огня в Эфиопии.

Свое Евангелие Матфей написал на ев­рейском языке. Подлинник вскоре был переведен на греческий язык, и этот пе­ревод дошел до нас.

Апостол ФОМА ассоциируется с выра­жением «Фома неверующий». Он не был с прочими апостолами, когда им явил­ся воскресший Христос, и не поверил в Его Воскресение, пока через восемь дней Иисус не дал ему осязать свои раны. Проповедовал в Палестине, Месопотамии, Индии. Индийские христиане называ­ют себя «христианами святого Фомы» и свою общину возводят именно к нему. Пострадал в индийском городе Малипуре за обращение в христианскую веру жены тамошнего властителя Тертианы и сестры его Мигдонии.

Апостол СИМОН (ЗИЛОТ, или КАНАНИТ)

происходил из Каны Галилейской. Предание считает его тем женихом, на бракосочетании которого были Господь и Богоматерь и где Христос претворил воду в вино. По сошествии Святого Духа на апостолов он просветил учением Христовым Африку, проповедуя в Египте, Ливии и Мавритании. По другому преданию, он проповедовал на Британских островах и в Персии, где и принял мученическую смерть.

Как сообщают церковные источники, ИАКОВ АЛФЕЕВ, двоюродный брат Гос­пода, был свят от рождения. Он не пил вина, не ел мяса, не стриг волос. Ему одному из апостолов был дозволен вход в святилище Иерусалимского храма, где его часто видели на коленях, молящимся за народ. За эту святость и благочестие его называли праведным.

Первый епископ Иерусалимский, Иа­ков мученически скончался в 62 году. Его во время проповеди о Христе сбросили с кровли храма, кидали в него каменьями, а так как он продолжал молиться (в том числе за своих мучителей), то некий су­конщик убил его ударом кола по голове.

ИУДА ЛЕВЕЙ, иначе называемый ФАДДЕЕМ, проповедовал христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, затем в Аравии, Сирии, Месопотамии, в Персии и Армении. Он тоже кончил свою жизнь мученически: сначала был повешен на дереве, а затем пронзен стрелами.

Апостол НАФАНАИЛ (ВАРФОЛОМЕЙ) был, по свидетельству самого Иисуса, «истинный израильтянин, в котором нет лу­кавства». Нафанаил проповедовал сначала в Малой Азии вместе с апостолом Филиппом, потом в Аравии, Эфиопии, Индии и Армении, где и принял мученическую смерть – с него живого сняли кожу.

МАТФИЙ был избран апостолом по жребию из 70 учеников вместо Иуды- предателя. Сведений о его жизни история почти не сохранила, предания противо­речат друг другу.

Обращенный гонитель.

Пожалуй, самая яркая фигура среди апостолов – ПАВЕЛ. Он лично не знал Христа, но считал себя сопричисленным к 12 избранникам благодаря мистическо­му призванию на апостольское служение, пережитому на пути в Дамаск.

Первоначально его имя было Савл. Он получил хорошее образование, основа­тельно изучил Закон Моисеев. Подобно многим израильтянам, ждал пришествия Мессии, представляя его себе могуще­ственным царем, который восстановит царство еврейское в блеске его древнего величия.

Велико было его негодование, когда часть иудеев признала Мессией безвест­ного учителя из Назарета, преданного позорной смерти на кресте. Савл начал преследовать христиан как вредных сума­сбродов, став одним из участников побие- ния камнями первомученика Стефана.

Однажды Савл отправился в Дамаск – все с той же целью преследования христиан. Стоял тихий летний день. Вдруг среди яс­ного неба ударил гром, да так, что Савл едва не потерял сознание. Он поднял голову и увидел льющийся сверху чудесный свет, а в небесах – образ Христа, говорившего ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь меня?»

В течение нескольких мгновений в его голове пронеслись все прошлые злодея­ния. Словно пелена спала с глаз – он проникся верой в Спасителя, став Его приверженцем.

После обращения жизнь Павла представ­ляет собой историю непрерывных миссионерских трудов, которые он совершал на громадном пространстве от глубины Азии до столицы мира Рима и даже, по преда­нию, в Испании и Британии. Благодаря его проповеди образовались центры христианства и в Азии, и по всему северному побережью Средиземного моря.

Свою жизнь апостол Павел закончил в Риме, где был осужден Нероном на обезглавливание и казнен вместе с апо­столом Петром 12 июля. Случилось это в 65 году.

Навеки проклятый.

Назвать ИУДУ ИСКАРИОТА апосто­лом нельзя, но фактом является то, что он принадлежал к 12 избранникам. Больше того, ему было поручено хранение деревянного ящика, куда опускались пожерт­вования, – он был казначеем общины. Слова Искариота, сказанные им по случаю бесполезного, по его мнению, излияния драгоценного мирра на ноги Спасителя Марией, сестрой Лазаря, прямо указывают ни преобладающее и нем корыстолюбие. Прельстившись вознаграждением, Иуда открыл синедриону ночное местопребы­вание последних дней Христа, после чего Учитель был схвачен.

Издавна всех волновал вопрос о моти­вах, побудивших Иуду погубить Учителя. Только ли тридцать сребреников были тому причиной? Весьма убедительным представляется следующее предположе­ние. Иуда принадлежал к партии зилотов, игравшей важную роль в борьбе еврейско­го народа за независимость. Он надеялся найти в Иисусе грядущего восстановителя царства Израилева и сильно разочаро­вался, убедившись, как ему казалось, что Учитель – лишь мечтатель о духовно об­новленном царствии Божием.

Евангельские тексты свидетельствуют о самоубийстве Иуды Искариота – он по­весился, раскаявшись, что «пролил кровь неповинную». Книга же Деяний апостолов склонна видеть сверхъестественное воз­мездие в конце Иуды Искариота: «чрево его рассеклось, и выпали все внутренности его». Любопытно, что Папий, ученик Ио­анна Богослова, сохранил нам еще один вариант: Иуда Искариот жил долго, но под конец заболел страшной болезнью: тело его стало пухнуть и издавать зловоние. От этой страшной болезни он и погиб.

***

Апостольские проповеди дошли до нас в виде их Посланий. Форма письма по­зволяла непосредственно обратиться к собеседнику, изложив в виде живой бесе­ды основы вероучения, этические прин­ципы, правила взаимоотношений и быта. В Новом Завете апостольские послания следуют сразу за книгой Деяний апосто­лов. Всего их 21: два послания Петра, одно Иакова, одно Иуды, три Иоанна и 14 посланий Павла, адресованные разным церквам и конкретным лицам.

Андрей Павлов

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic