ИСПОВЕДУЮ СВОИ ГРЕХИ…

Исповедую свои грехи…

Впрочем, если Причастие без ис­поведи невозможно, то наоборот – пожалуйста. Исповедь может со­вершаться всегда и везде (при наличии православного священника)

Как готовиться к таинству?

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть человек должен быть крещеным, верующим и раскаивающимся в своих грехах.

Грехи нужно понимать и в широком смысле (как свойственные человеческой природе страсти), и в более конкретном (как фактические случаи преступления Божьих заповедей). Славянское слово «покаяние» означает не столько «извине­ние», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же ошибок.

Покаяние – это самоосуждение за про­шлые проступки и стремление впредь бороться со своими страстями.

Итак, нужно проанализировать свою жизнь, свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божьих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. И – пойти в храм.

В чем каяться?

Как правило, священнику рассказывают о мыслях и поступках, имевших место за период после последней исповеди. Также говорят и о прошлых грехах – или ранее не исповеданных, или исповеданных без раскаяния.

Часто бывает так, что человек, никогда не ходивший на исповедь, не представ­ляет, с чего начинать и в чем вообще ка­яться. Для таких людей (впрочем, и для всех) есть небольшая книжка «В помощь кающимся», которая продается в храмах. Там перечислены восемь главных стра­стей с их подразделениями и отраслями, а также подробно расписаны грехи, в том числе смертные. Каждый человек обяза­тельно находит в длинном перечне «свои» прегрешения.

Искренне исповеданный грех всегда и необратимо прощается Господом. В этой непреложности – смысл Таинства.

Отпущенный грех не должен быть забыт; он может еще долго беспокоить душу. В этом случае исповедовать его повторно можно (для умирения души), но не обя­зательно, так как он уже прощен.

Когда в церкви бывает исповедь?

Обычное время – перед Божественной литургией или во время ее, перед при­частием. Иногда исповедуют на вечер­нем богослужении, иногда, если много народа, назначают особое время. Узнать это желательно заранее в храме.

Как проходит «процедура» прощения грехов?

Как правило, священник исповедует перед аналоем (аналой – столик для цер­ковных книг или икон с наклонной верх­ней поверхностью) в боковых крыльях помещения церкви – приделах, или на солее (солея – приподнятая часть пола церкви перед иконостасом), или ближе ко входу в церковь (в притворе). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом; стоят тихо, слушая молитвы, вспоминая о своих грехах. Когда настанет их очередь, подходят к исповеди.

Подойдя к аналою, кающийся называет священнику свое имя и своими словами исповедует, с одной стороны, «общую гре­ховность», особо называя наиболее свойст­венные ему страсти (например, маловерие, сребролюбие, гневливость и т.п.), а с другой – те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести (например, аборты, оскорбления родителей, воровство, блуд, занятия магией и т.п.).

Священник, выслушав исповедь, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, покрывает главу кающегося епитрахи­лью (епитрахиль – деталь облачения свя­щенника – вертикальная полоса ткани на груди) и читает «разрешительную» молитву.

«Разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства прощения грехов.

Итак – исповедь совершена, при ис­креннем раскаянии грех Богом прощен. Прихожанин, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благосло­вение.

Как брать благословение?

Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ни­спослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладо­нями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Батюшка, благослови­те». Священник крестит человека знаком иерейского (священнического) благо­словения и кладет свою ладонь на его сложенные ладони. Следует приложиться устами к руке батюшки – не как к руке человеческой, но как к образу благослов­ляющей десницы.

Если прихожанин готовился к при­частию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Свя­тых Христовых Тайн.

Распостранённые вопросы об исповеди:

Для чего вообще нужен священник – неужели Бог не прини­мает покаяния без «посредника»?

Православная традиция никогда не говорила о том, что человек «кается священнику». Батюшка является лишь сви­детелем нашего покаяния перед Богом. Без этого свидетеля покаяние возможно, но человек столь немощен, сколь и лукав. И легко наврёт и себе, и Богу. Покается – и вновь согрешит. Пообещает – и забудет. К тому же человек не сможет дать совет самому себе.

Можно ли исповедоваться у разных священников?

Таинство Исповеди не случайно сравнивают с врачеванием.

А можно ли лечиться у разных врачей? В принципе можно. Но лучше иметь своего постоянного лечащего врача, который знает все ваши недуги, и ему нет нужды каждый раз перечи­тывать историю болезни.

То же и в церкви. Зачастую бывает так, что люди «бегают по духовникам», собирая уйму разных советов и ничего до конца не исполняя. В этом есть некое лукавство, а кроме того, и определенная опасность. Ведь если попробовать, например, лечиться от гриппа всеми известными медицине способами одновременно, то результат будет печальный!

Конечно, не всегда есть возможность исповедоваться именно у своего духовника. Но и первую медицинскую помощь вам окажет любой доктор. Если вы достаточно часто общаетесь со своим духовником, то «разовая» исповедь у дежурного священника – это вполне нормально.

Если ты исповедал тяжелый грех дежурному священнику, обязательно ли о нем потом рассказывать духовнику?

Иногда случается так, что человек исповедуется в особо тяжких своих падениях не перед постоянным духовником, а у какого-либо иного священника. Тем самым он обманывает своего духовника, стараясь выглядеть в его глазах «благочес­тивым». Но представьте, что вы скроете от своего лечащего врача недавно перенесенный инсульт и пожалуетесь лишь на насморк!

Даже если иной священник отпустил вам тяжкий грех, стоит поставить в известность своего духовника о «перенесенном заболевании». Хотя бы для того, чтобы ваша «история болезни» была у него без вырванных страниц.

От раза к разу список грехов напоминает ксерокопию с про­шлой исповеди. Имеет ли смысл каяться в грехах, которые мы все равно постоянно повторяем?

Человек зачастую после первой исповеди оставляет наиболее тяжкие грехи. Но есть еще масса «мелочей», мелких привычек, которые стали за многие годы частью нашей жизни. С ними сложнее всего бороться, они и составляют большую часть

«ксерокопии» предыдущих исповедей.

Однако не нужно отчаиваться, коль скоро не удается изба­виться от всех прегрешений: нужно просить у Господа помощи в исправлении и чаще прибегать к таинству исповеди, так как в нем дается не только прощение грехов, но и помощь в борьбе с ними. Так что, если вы упорно не можете освобо­диться от какой-то вредной привычки и т.п., исповедуйте этот грех каждый раз.

Сейчас среди верующих распространены «списки грехов» при подготовке к исповеди. Чего там только не встретишь! «Выпил пиво», «слушал мирскую музыку»… Нужно ли каяться в подобных вещах?

В первую очередь нужно каяться в тех грехах, которые боль­ше всего мучат, порой годами. Дотошные же перечисления мелочей никого не сделали святыми.

Подробные списки грехов появились давно. Их появление связано с желанием очиститься от всего греховного. Но, во- первых, назвать – не значит покаяться (нужна борьба), во- вторых, мировоззрение, сформированное чтением перечней грехов, чревато: возникает постоянный страх ошибиться, согрешить (не то сделал, не то съел, не то надел…). Очень болезненное и неправильное состояние. И жить, и каяться нужно просто.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Не осознающий своей греховности не может уверовать во Христа». Как прийти к осознанию своей греховности?

Умом мы понимаем, что «все мы грешные», и это даже ста­ло церковным слоганом. А вот ощущать в себе внутренний разлад – это другое.

Святитель Игнатий говорил: «Чему научается человек, ис­полняющий заповеди Евангелия?» И отвечал: «Собственной немощи». Именно опыт собственной немощи есть первый опыт человека, старающегося жить правильно.

А значит, ответ таков: чтобы ощущать себя грешным и ну­ждающимся в Боге, нужно не окунаться в грех, а наоборот, упражняться в добродетели.

В чем отличие покаяния от исповеди?

Покаяние – это акт долговременный и заключается в том, чтобы постоянно раскаиваться в своих страстях, неблаговид­ных мыслях, поступках…

Исповедь – это заключительный акт покаяния. На испо­веди мы говорим о тех грехах, в которых мы внутренне уже раскаялись, которые мы оплакали. И просим Бога простить наши согрешения. Но само покаянное чувство должно воз­никать не только на исповеди – оно должно присутствовать в нас всегда.

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic