ИКОНЫ В ДОМЕ.

ИКОНЫ В ДОМЕ.

Украшение своего дома иконами издавна было одним из главных обычаев русского благочестия. Иконы в православных семьях были в каждом в каждой комнате. Их помещали на красивых полочках, по возможности в резных или расписных киотах с непременной лампадкой перед ними или свечами на подсвечнике.

Обрамляли иконы также окладами из дорогих и простых металлов, зака­зывали венцы. Домашние иконоста­сы украшали и вышитыми полотенцами, у богатых людей – расшитыми жемчугом, даже драгоценными камнями.

Даже одна икона освящает и делает жи­лище домашним храмом. В наше время возвращается вера и с ней благоговейное отношение к иконе.

Какие иконы приобрести?

Православной семье, утверждают свя­щеннослужители, прежде всего, обяза­тельно нужно иметь дома икону Спа­сителя и икону Божией Матери. Также желательно иметь именные иконы свя­тых, чьи имена носят члены семьи; иконы праздников и т.п. А, кроме того, почитае­мых в святых: Николы Угодника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Георгия Победоносца, Целителя Панте­леймона. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом.

Где их разместить?

Иконы в православной традиции долж­ны располагаться в красном углу.

Красный угол – это место сосредото­чения на молитве, молитвенного обще­ния с первообразами, изображенными на иконах.

Икона считается окном из мира не­бесного в мир земной. Ничто не долж­но отвлекать от молитвы и возвращать к реалиям быта.

Подобно ориентации алтаря на вос­ток, иконы желательно располагать на восточной стене (углу) комнаты.

В размещении икон в красном углу заложены те же принципы, что и в ико­ностасе церковном. Композиционный и смысловой центр иконостаса – икона Спасителя. Остальные иконы подчинены ей. Слева от иконы Спаса располагается образ Божией Матери с Младенцем. Эти две иконы являются основными и обяза­тельными для красного угла. Остальные иконы выбирает верующий.

Подобно церковному иконостасу, над иконами Христа и Божией Матери можно поместить изображение Троицы или Рас­пятие. В то же время лучше не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых.

Иконы именных и почитаемых сня­тых располагаются с левой и с правой стороны от центральных икон Спасителя и Богородицы.

Если у вас нет возможности обустроить дома красный угол, икону можно просто повесить на стену в удобном месте, для лучшей сохранности вставив ее в киот.

Также иконы можно разместить на книжной полке, комоде, невысоком серванте, пианино.

В домашнем иконостасе можно исполь­зовать и иконы- репродукции, не писан­ные вручную художником-иконописцем, а произведенные литографией или ка­ким-либо иным механическим способом. Но икона, написанная на доске вручную красками, покрытая слоем олифы или лака, почти во всех отношениях превос­ходит печатную икону.

Образа, которые вы выберете для квар­тиры, могут быть написаны в византий­ском, греческом, древнерусском стиле – это дело вашего вкуса.

Чему рядом не место?

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто яв­ляются неким украшением интерьера.

Нельзя помещать рядом с иконами пла­каты эстрадных исполнителей, полити­ческих деятелей, спортсменов и других кумиров.

Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,- это не канониче­ская икона.

Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, так как

фотография – это изображение, запе­чатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Заблуждения и мифы.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской.

Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супруже­ская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню.

Тем более что у многих наших соотече­ственников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназна­ченной для этого комнате.

Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благо­честивее жизнь христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией бла­годати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бес­конечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа и полу­чить исцеление от телесных и душевных недугов.

Необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирую­щим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некой невидимой защитой от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных хри­стиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали».

Икона не является и не может быть обе­регом. Вообще обереги – это атрибутика языческих и магических культов.

Обветшалые иконы.

Что делать, если иконы пришли в со­стояние негодности и не подлежат рес­таврации? Ни в коем случае нельзя их просто выбрасывать. Необходимо отнести в храм, где их сожгут в церковной печи. Если нет такой возможности, или в храме нет специальной печи, то икону можно сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое впоследствии не будет оскверне­но, к примеру, в саду под деревом. Таким образом можно поступить и с деревян­ными, и с бумажными иконами.

А что делать со старыми календарями с иконами, можно ли вырезать икону из календаря и поставить рядом с другими? Ответ однозначный: да. Но сначала необ­ходимо наклеить такую икону на твердую основу и освятить в храме по чину освя­щения икон. А со старыми календарями, из которых невозможно вырезать икону, необходимо поступить так же, как и с ветхими иконами, не подлежащими вос­становлению, то есть сжечь.

Найденные и подаренные иконы.

Зачастую у людей возникает страх перед найденными и подаренными иконами. Христиане, подверженные подобным суевериям, начинают искать какую-то мистику в таких иконах. Кому-то кажет­ся, что на икону наколдовали и потом по­дарили, чтобы принести неприятности в семью. Другие начинают искать какие-то знаки свыше в найденной иконе. Список вопросов по этой теме можно продолжать до бесконечности. Хочу сразу развеять сомнения.

В подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Для спокойствия души икону можно освятить в храме и смело помещать в домашний иконостас.

Также довольно часто люди приносят «ненужные» иконы в храм и оставляют их там. Невольно вспоминается посло­вица: «На, тебе, боже, что нам негоже». Необходимо помнить, что храм – это не склад для «ненужных» икон.

Своими руками…

Иногда люди, имеющие сугубо свет­ское (и даже не всегда художественное) образование, вдруг выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навы­ков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляе­мые к иконописцу.

Согласно решению, принятому Поме­стным собором Русской православной церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благого­вейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожно­стями, <…> жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречис­той Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по об­разу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки.

В наше время не предъявляют столь высоких требований, как в XIV веке. Тем не менее, иконописец должен вести благочестивую жизнь, соблюдать все ус­тановления Церкви.

Такие же требования могут быть предъ­явлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что икона – это не какой-то портрет, а изображение Господа, Богородицы и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно дол­жен быть поставлен на рассмотрение его духовника, так как об уровне духовного развития человека может знать только он.

Таким образом, получение благослове­ния духовника на написание икон ста­новится обязательным требованием для будущего иконописца.

Священник Дионисий Свечников

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic