ИЕРАРХИЯ АНГЕЛОВ.

ИЕРАРХИЯ АНГЕЛОВ.

Многие ли из нас верят в ангелов? Нет. В сознании большинства наших современников ангел – фигура аллегорическая. Таким представляется, например, шестикрылый Серафим, явив­шийся пушкинскому «Пророку», когда тот «влачился» в пустыне, томимый духовной жаждой.

Воображение наших со­временников больше занимает телевизионный «Горец» с его об­ретением «силы» в бою не на жизнь, а на смерть с такими же бессмертными сверхлюдьми; ин­тересуют вампиры, напа­дающие на обитателей аме­риканских заштатных городков, зловещие египетские мумии, воскрешаемые незадачливыми учеными… Образы из леденя­щих душу переводных книжек и кинофильмов кажутся реальны­ми. А вот ангелы…

И все же! Что-то ведь каждый слышал об ангелах: «По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел»; «И ангелы-храни- тели беседуют с детьми»… Ко­нечно же, мы помним об Ангеле у гроба Воскресшего Христа; и знаем, что архангел Гавриил явился к Деве Марии, чтобы воз­вестить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословен­на Ты между женами» (Лк. 1,28).

В Библии множество раз гово­рится об ангелах – вестниках Бога. Говорит о них и священная книга ислама Коран.

Вот как объясняет появление ангелов христианское учение.

Бог даровал бытие разумным существам, способным позна­вать и любить Его и участвовать в Его блаженстве. Первым плодом Божественной любви были анге­лы, созданные для управления бесчисленными мирами. Бог щедро наделил их разными дарованиями и поселил в небес­ных обителях. Однако они не были всесовершенными, ибо всесовершенен один только Бог,

Творец всего сущего. Но неко­торые из ангелов, прельстившись величием своих совершенств, впа­ли в гордыню, ими овладела без­мерная уверенность в собствен­ном могуществе - и они отказа­лись от Бога. И Бог отказался от них, предоставив их самим себе. С быстротою молнии «были низ­вергнуты они в адскую бездну, по­добно звездам, отторженным от небесного свода» и падающим в беспредельное пространство Вселенной.

Правоверные ангелы с ужасом отвергли падших; пребывая по-прежнему в небесных обителях, они остаются верными служителя­ми Бога в действиях Его Промыс­ла. Господь посылает их в наш мир возвещать людям Свои веления. «Ангел» и означает «вестник». Они – как бы живые образцы совер­шенств Бога, представители Его величия.

Ангелы бесплотны, хотя могут воплощаться в призрачный или даже плотский облик и воочию являться людям. Об этом повеству­ют многие эпизоды Священного Писания. Напомним, например, широко известный по иконам Тро­ицы сюжет – приход в дом Лота и его жены трех ангелов в облике странствующих юношей.

Если падших ангелов множе­ство, то верных неисчислимо боль­ше. В мире верных ангелов царит взаимная любовь, рожденная их любовью к Создателю, Чьи пору­чения они исполняют со светлой радостью.

Человек – любимое творение Бога, созданный безгрешным и бессмертным, – сделался грешен и смертен, поддавшись соблазну падшего ангела-искусителя. Но каждому из нас помогает ангел- хранитель, данный нам Богом и всегда находящийся при нас.

А темный дух? Темного, злого духа человек привлекает к себе сам, своими дурными поступками.

Отцы и учители Церкви созда­ли учение об ангелах – ангелологию. Один из этих авторов – Дионисий Ареопагит – разделя­ет ангелов на девять ликов, а девять ликов – на три чина (или порядка). К первому относятся: серафимы, херувимы и пре­столы; ко второму- власти, гос­подства, силы; к третьему – ан­гелы, архангелы, начала.

Слово «серафим» означает «жар Божественной любви». Эти ангелы воспламеняются ею и сообщают другим ликам. Они тем более воспламеняются лю­бовью, говорит святой Григорий Великий, что они непосред­ственно соединены с Богом, бли­же других созерцают Его сияние.

Имя «херувим» символизиру­ет полноту ведения, обилие пре­мудрости. Ангелы сего лика зна­ют все, насколько это дано от Бога для существ сотворенных; они знают это тем совершеннее и полнее, что совершенство есте­ства приближает их к Создателю.

Вспомним, что два херувима простирали крылья над Ковче­гом Завета.

Григорий Великий писал, что те ангелы, в которых Бог «председает», чтобы изрекать суд Свой, названы престолами. Они столь возвышенны и столь ода­рены благодатью, что, можно

сказать, Господь являет чрез них Свое верховное Правосудие.

После этих духов в блаженной обители небесной царствуют вла­сти. Цари, сияющие славою, вос­седая на огненных престолах, они получают повеления от высших духов и передают их ликам, распо­ложенным ниже на лестнице не­бесной иерархии.

Силы, по словам святых Отцов, суть те духи, через которых Гос­подь совершает чудеса Свои. Он даровал им Свою силу, и их пове­ление всемогуще.

Господства повелевают теми злыми духами, которые жаждут погубить человека. Эти ангелы обуздывают их ярость и налагают цепи на их естественную силу.

Ангелы – это служители, кото­рых Бог посылает со Своими повелениями в разные части Все­ленной.

Архангелы – предводители этих Божиих посланников. Будучи участниками тайных советов Божьих, они возвещают людям самые важные таинства.

Часто слово «ангел» употребля­ется по отношению к иным ликам. Например, архангел Гавриил, явившийся к Деве Марии, в Еван­гелии именуется ангелом. Ангелов обычно изображают с двумя крыльями, что символизирует бы­строту, с которой они стремятся исполнить повеления Божий.

Вся Вселенная исполнена при­сутствием Божества и бесчислен­ных духов, служителей Божиих, их согласным пением. Как они бесе­дуют друг с другом? Учение об ан­гелах не дает ответа на этот воп­рос, но утверждает, что они бесе­дуют между собою и понимают друг друга. Понимают они и язык душ наших, когда мы обращаем к ним свои молитвы…

Похожие записи по теме

Написать ответ

Thanks: Offmusic